Особенности судебного разбирательства по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц
Каждый гражданин прямо или косвенно взаимодействует с должностными лицами и органами (учреждениями), осуществляющими публичные полномочия.
При этом возможно возникновение ситуаций, когда такое взаимодействие, направленное на достижение благосостояния общества, не в полной мере удовлетворяет интересам определенного лица (группы лиц), а иногда и нарушает данные интересы (права).
В связи с этим возникает вопрос, как поступить в данном случае, как достичь необходимого результата?
Государство предусмотрело правовую возможность каждого обратиться за судебной защитой.
Так, в случае возникновения у граждан или юридических лиц сомнений в законности принятого органами, осуществляющими публичные полномочия, их должностными лицами актов, решений и действий (бездействия), указанные лица вправе обратится в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (ст. 219 КАС РФ, ст. 198 АПК РФ).
После принятия к производству заявления (административного искового заявления) суд осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя (административного истца).
Такое судопроизводство принято называть «административным».
Особенностью рассмотрения дел судом в порядке административного судопроизводства является отличие распределение бремени доказывания между заявителем (административным истцом) и заинтересованным лицом (административным ответчиком), чьи действия (бездействие) обжалуются от дел, рассматриваемых в порядке гражданского судопроизводства.
Так, при обращении в суд в порядке административного судопроизводства заявитель (административный истец) должен обосновать, какие принадлежащие ему права, свободы и законные интересы, в нарушение каких норм права и какими действиями заинтересованного лица (административного ответчика) нарушены.
Одновременно, на орган, осуществляющий публичные полномочия должностных лиц, возлагается обязанность доказать законность и обоснованность обжалуемых действий (бездействия).
Управление, оказывая услуги государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, взаимодействует с гражданами и юридическими лицами.
«Продавая, покупая, сдавая в аренду, либо арендуя недвижимое имущество, построив дом, получив наследство, осуществив перепланировку и т.д., юридическую силу сделке (действиям) при определенных обстоятельствах придает именно результат обращения за совершением учетно-регистрационных действий в Управление Росреестра по Томской области. При осуществлении такой деятельности случаи возникновения недопонимания со стороны граждан и юридических лиц, обращающихся в Управление, не исключены. Однако специалисты Управления стараются разрешить возникающие вопросы во внесудебном порядке», – рассказала Елена Ковальчук, заместитель руководителя Управления Росреестра по Томской области.
Начальник отдела правового обеспечения,
по контролю (надзору) в сфере
саморегулируемых организаций
Управления Росреестра по Томской области
Татьяна Казакова