Изменения законодательства об электронной подписи
Использование средств электронной подписи дает возможность в значительной мере сэкономить силы и время в частности при получении государственных услуг.
Средства электронной подписи – это программно-аппаратное или программное средство, предназначенное для создания проверки электронной подписи на электронном документе. С их помощью можно установить факт изменения подписанного электронного документа после момента его подписания, создать квалифицированную электронную подпись в формате, который обеспечивает возможность ее проверки любыми сертифицированными средствами электронной подписи.
Однако динамично изменяющееся законодательство призывает тщательно следить за последними нововведениями и в данной сфере.
Так, в марте 2022 вступили в силу изменения, внесенные в Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи», в соответствии с которыми изменился порядок выдачи квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи, в частности:
– лица, уполномоченные на действия без доверенности от имени юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, нотариусы и уполномоченные на совершение нотариальных действий лица (далее – нотариусы) получают квалифицированный сертификат в удостоверяющем центре ФНС России;
– лица, уполномоченные на действия без доверенности от имени кредитных организаций, операторов платежных систем и иных лиц, подведомственных Центральному банку Российской Федерации, получают квалифицированный сертификат в удостоверяющем центре Банка России;
– лица, замещающие государственные должности в любом органе власти Российской Федерации, и работники организаций, подведомственных таким органам, получают квалифицированный сертификат в удостоверяющем центре Федерального казначейства.
«Лица, получившие квалифицированные сертификаты не позднее 31 декабря 2021 года в коммерческих аккредитованных удостоверяющих центрах, вправе их использовать не позднее 31 декабря 2022 года, за исключением случаев, когда квалифицированный сертификат выдан для его использования только физическим лицом, являющимся единственным его владельцем», – отметила Елена Золоткова, руководитель Управления Росреестра по Томской области.
По истечении срока действия таких квалифицированных сертификатов за получением новых квалифицированных сертификатов необходимо обращаться в соответствующие удостоверяющие центры, перечисленные выше. Физические лица, получившие квалифицированный сертификат в таких центрах вправе его использовать до истечения срока действия.
Таким образом, с 1 января 2023 года коммерческие удостоверяющие центры вправе выдавать квалифицированные сертификаты только для физических лиц.
Начальник отдела правового обеспечения,
по контролю (надзору) в сфере
саморегулируемых организаций
Управления Росреестра по Томской области
Татьяна Казакова