Порядок и способы направления Росреестром уведомлений при осуществлении регистрационных действий в сфере ипотеки
Федеральным законом от 30.04.2021 № 120-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в статью 25 Федерального закона от 16.07.1998 № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» внесены изменения, согласно которых не позднее следующего рабочего дня после погашения регистрационной записи об ипотеке орган регистрации прав направляет залогодателю и залогодержателю уведомление о погашении регистрационной записи об ипотеке в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав.
Во исполнение указанных изменений также принят Приказ Росреестра от 24.11.2021 № П/0539 «Об установлении порядка и способов направления федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), и его территориальными органами уведомлений при осуществлении регистрационных действий в сфере ипотеки» (далее – Приказ № П/0539), который вступает в силу с момента признания утратившими силу ранее регулировавшими указанные вопросы Приказов Минэкономразвития России от 25.03.2016 № 173, от 12 марта 2018 г. № 118.
Согласно положений Приказа № П/0539 уведомление о погашении регистрационной записи об ипотеке направляется в срок не позднее следующего рабочего дня после погашения регистрационной записи об ипотеке и должно содержать информацию о виде объекта недвижимости и его кадастровом номере, о дате погашения регистрационной записи об ипотеке, а также о номере электронной закладной, если права залогодержателя удостоверены электронной закладной.
Указанное уведомление направляется в форме электронного документа:
а) залогодателю и залогодержателю одним из следующих способов:
посредством направления электронного документа с использованием веб-сервисов в случае представления заявления о погашении регистрационной записи об ипотеке и прилагаемых к нему документов посредством веб-сервисов;
посредством направления ссылки на электронный документ, размещенный на официальном сайте, по адресам электронной почты, указанным в заявлении о погашении регистрационной записи об ипотеке, либо по адресу электронной почты, содержащемуся в ЕГРН, в случае наличия таких сведений в записях ЕГРН;
посредством единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) или официального сайта с использованием единой системы идентификации и аутентификации (личный кабинет);
б) в депозитарий, осуществляющий хранение электронной закладной, – посредством определенных Правительством Российской Федерации информационных систем, включенных в инфраструктуру, обеспечивающую информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций, в форме электронного документа.
Приказ № П/0539 также предусматривает и иные случаи, когда стороны сделки ипотеки должны быть извещены по результатам регистрационных действий в сфере ипотеки.
Чтобы проверить сведения о снятии записи об ипотеке, заявитель также самостоятельно может получить выписку из ЕГРН, содержащую обновленные данные об объекте недвижимости. Это можно сделать с помощью электронных сервисов на сайте Росреестра, на сайте подведомственного ФГБУ «ФКП Росреестра», на портале Госуслуг, а также в офисах МФЦ.
Заместитель начальника отдела
регистрации объектов недвижимости
нежилого назначения и ипотеки
Управления Росреестра по Томской области
Мария Коломиец