Закон о контроле
С 01 июля 2021 года вступил в силу Федеральный закон №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон о контроле), а также постановлением Правительства №1081 от 30.06.2021 г утверждено «Положение о федеральном государственном земельном контроле (надзоре)».
По смыслу нового Закона о контроле профилактические мероприятия являются более приоритетными, чем контрольные (надзорные). Взаимодействие с контрольным органом в ходе этих мероприятий предусмотрено только в установленных Законом о контроле случаях.
В рамках земельного надзора могут проводиться следующие виды профилактических мероприятий:
– информирование осуществляется органами государственного надзора по вопросам соблюдения обязательных требований посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте органа государственного надзора и в средствах массовой информации;
– обобщение правоприменительной практики осуществляется органами государственного надзора посредством сбора и анализа данных о проведенных контрольных (надзорных) мероприятиях и их результатах;
– объявление предостережений;
– консультирование по телефону, по видео-конференц-связи, на личном приеме или в ходе других мероприятий;
– профилактический визит в форме беседы по месту осуществления деятельности или по видео-конференц-связи.
При осуществлении государственного земельного надзора могут проводиться и контрольные (надзорные) мероприятия. Контрольные мероприятия проводятся как в плановом порядке, так и путем проведения внеплановых контрольных мероприятий.
Взаимодействие с контролируемым лицом осуществляется при проведении инспекционного визита, рейдового осмотра, документарной проверки, выездной проверки.
Без взаимодействия с контролируемым лицом проводятся наблюдение за соблюдением обязательных требований и выездное обследование.
Плановые мероприятия в отношении земельных участков проводят со следующей периодичностью:
если участку присвоена категория среднего риска – не чаще одного раза в три года и не реже одного раза в шесть лет;
умеренного риска – не чаще одного раза в пять лет и не реже одного раза в шесть лет;
низкого риска – мероприятия не проводятся.
В ежегодные планы включаются мероприятия в отношении объектов земельных отношений, принадлежащих на праве собственности, праве (постоянного) бессрочного пользования или ином праве, а также в отношении используемых на праве аренды. Если плановые мероприятия в отношении земельных участков не проводились, они включаются в ежегодный план после истечения одного года с даты возникновения у правообладателя прав на участок.
Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия, за исключением внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия, проводятся если:
– у надзорного органа есть сведения о причинении вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или об угрозе этого;
– надзорный орган выявил соответствие объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонение от этих параметров;
– истек срок исполнения решения надзорного органа об устранении нарушения обязательных требований (в установленных случаях);
– есть поручение Президента РФ или Правительства РФ о проведении мероприятий в отношении конкретных лиц;
– имеется требование прокурора в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека по материалам и обращениям, поступившим в органы прокуратуры.
Проведение контрольных мероприятий, информация о которых на момент начала их проведения отсутствует в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий, не допускается. Однако, контрольные мероприятия без взаимодействия проводятся на основании заданий уполномоченных должностных лиц контрольного органа.
О том, будет ли проводиться контрольное мероприятие в 2022 г., можно узнать на сайте Генеральной прокуратуры РФ. Она ведет единый реестр проверок (https://proverki.gov.ru/).
Главный специалист-эксперт
Молчановского межмуниципального отдела
Управления Росреестра по Томской области
Ирина Кондратьева