Как отказаться от права собственности на земельный участок?
В соответствии со ст. 131 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Право собственности на земельный участок прекращается при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам, отказе собственника от права собственности на земельный участок, по иным основаниям, предусмотренным гражданским и земельным законодательством (ст. 44 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ).
Отказ от права собственности на земельный участок осуществляется посредством подачи собственником земельного участка заявления о таком отказе в орган регистрации прав. Право собственности на этот земельный участок прекращается с даты государственной регистрации прекращения указанного права (п. 2 ст. 53 ЗК РФ).
Согласно частям 1, 2 статьи 56 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ) государственная регистрация прекращения права собственности на земельный участок вследствие отказа от соответствующего права собственности осуществляется на основании заявления собственника земельного участка. К заявлению прилагается правоустанавливающий документ на земельный участок. Предоставление указанных документов не требуется в случае, если право собственности на такой земельный участок или такую земельную долю ранее было зарегистрировано в ЕГРН.
Статьей 18 Закона № 218-ФЗ установлен следующий порядок представления заявления об осуществлении государственной регистрации права (прекращения права):
1) в форме документов на бумажном носителе – посредством личного обращения в орган регистрации прав, к уполномоченному лицу органа регистрации прав при выездном приеме, через многофункциональный центр (далее – личное обращение), посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении (далее – почтовое отправление);
2) в форме электронных документов и (или) электронных образов документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом, – с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети “Интернет”, посредством единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) (далее – единый портал), или официального сайта, или иных информационных технологий взаимодействия с органом регистрации прав (далее также – отправление в электронной форме).
Заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в форме документов на бумажном носителе посредством почтового отправления направляются в подразделение органа регистрации прав согласно перечню подразделений органа регистрации прав, который опубликован на официальном сайте.
Кроме того, при представлении заявления о государственной регистрации прав посредством личного обращения физическое лицо предъявляет документ, удостоверяющий его личность, а представитель физического лица – также нотариально удостоверенную доверенность, подтверждающую его полномочия, если иное не установлено федеральным законом.
В случае представления заявления о государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов посредством почтового отправления:
– подлинность подписи заявителя на заявлении должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, а также в нотариальном порядке удостоверена доверенность, подтверждающая полномочия представителя заявителя;
– к заявлению прилагаются копия документа, удостоверяющего личность физического лица (правообладателя, стороны или сторон сделки, а также представителя данных лиц, если заявителем является представитель), и копия документа, удостоверяющего личность физического лица – представителя юридического лица (если правообладателем, стороной или сторонами сделки являются юридические лица).
Для проведения государственной регистрации прекращения права собственности вследствие отказа от права на указанный земельный участок собственник может обратиться:
– лично либо через представителя с соответствующим заявлением через многофункциональный центр (ОГКУ «Томский областной многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг», http://www.md.tomsk.ru, региональный центр телефонного обслуживания: 8-800-350-08-50, 602-999);
– посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении;
– в электронной форме через Интернет, в том числе через Единый портал госуслуг или сайт Росреестра (https://www.gosuslugi.ru/, https://rosreestr.gov.ru/).
При государственной регистрации прекращения права собственности на земельный участок вследствие отказа от такого права осуществляется государственная регистрация права собственности муниципального образования, к собственности которого будет отнесен такой земельный участок.
Начальник отдела регистрации
земельных участков Управления
Росреестра по Томской области А.Н. Юркевич