Порядок взаимодействия Росреестра с органами, осуществляющими муниципальный контроль
Порядок взаимодействия между Управлением Росреестра по Томской области (далее – Управление) и органами муниципального земельного контроля определен ст. 72 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) и Правилами взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный земельный надзор, с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль (далее – ОМС), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. № 1515 (далее – Правила).
В первую очередь указанное взаимодействие осуществляется при составлении ежегодных планов проверок и в случае выявления ОМС нарушений земельного законодательства, в рамках проводимых ими мероприятий.
В целях недопущения проведения в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя (далее – ЮЛ, ИП) Управлением и органами муниципального земельного контроля проверок исполнения одних и тех же обязательных требований, установленных законодательством РФ, а также обеспечения соблюдения установленной законодательством РФ периодичности проведения плановых проверок ОМС обязаны согласовывать свои планы проверок ЮЛ и ИП с Управлением.
Планы проведения ОМС проверок в отношении физических лиц с Управлением не согласовываются.
ОМС направляют в Управление проекты ежегодных планов проверок ЮЛ, ИП в срок до 1 июня года, предшествующего году проведения соответствующих проверок. Представление проектов планов после указанной даты Правилами не предусмотрено.
Например: ОМС, которые планируют проводить проверки в отношении ЮЛ, ИП в 2022 году, обязаны в срок до 01.06.2021 представить проекты своих планов в Управление.
После чего Управление в течение 15 рабочих дней рассматривает представленный проект ежегодного плана муниципальных проверок и согласует его либо направляет в адрес представившего ежегодный план муниципальных проверок органа муниципального земельного контроля решение об отказе в согласовании проекта ежегодного плана муниципальных проверок (далее – решение об отказе).
Имеются случаи несогласования. Основаниями для отказа в согласовании проекта ежегодного плана муниципальных проверок являются:
а) включение ЮЛ или ИП в проект ежегодного плана проведения плановых проверок соблюдения требований земельного законодательства РФ, разрабатываемый территориальным органом федерального органа государственного земельного надзора;
б) нарушение предусмотренных законодательством РФ требований к разработке ежегодного плана муниципальных проверок, включая требования к периодичности проведения плановых проверок.
ОМС вправе доработать проект плана проверок и повторно направить в Управление.
Кроме того, существует порядок взаимодействия Управления и ОМС в случае выявления ОМС в ходе проведения ими мероприятий по контролю исполнения требований земельного законодательства нарушений.
Приказом Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Томской области от 19.02.2020 № 45 утвержден порядок взаимодействия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области с органами муниципального земельного контроля по поступившим от них материалам проверок.
Основными нарушениями требований земельного законодательства, которые могут быть выявлены в рамках муниципального земельного контроля, являются:
– самовольное занятие земельного участка (ст. 7.1 КоАП РФ);
– использование земельного участка не по целевому назначению (ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ);
– неиспользование земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях в случае, если обязанность по использованию такого земельного участка в течение установленного срока предусмотрена федеральным законом (ч. 3 ст. 8.8 КоАП РФ).
В случае выявления в ходе проведения проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушения требований земельного законодательства, за которое законодательством РФ предусмотрена административная и иная ответственность, в акте проверки указывается информация о наличии признаков выявленного нарушения. Должностные лица органов местного самоуправления направляют копию указанного акта в Управление.
По поступившим материалам проверок от ОМС, в срок не позднее чем пять рабочих дней со дня поступления, Управление обязано рассмотреть копию акта проверок и принять решение о возбуждении дела об административном правонарушении или решение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении и направить копию принятого решения в ОМС.
Таким образом, ОМС наделены полномочиями по выявлению нарушения в рамках проводимых проверок, а Управление наделено полномочиями по привлечению виновных лиц к административной ответственности на основании материалов проверок, проведенных ОМС.
Вместе с тем, необходимо учитывать один из принципов контрольно-надзорной деятельности – недопустимость проведения проверок в отношении одного и того же лица разными контролирующими органами по проверке одних и тех же требований законодательства (ст. 1 положений Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора)» (далее – Закон № 294-ФЗ).
На основании указанных положений законодательства по материалам проверок, проведенных ОМС, Управление не имеет возможности проводить повторную проверку, а принимает решение о возбуждении административного дела или об отказе в возбуждении административного дела на основании представленных в Управление материалов.
Главный специалист-эксперт
Стрежевского межмуниципального отдела
Управления Росреестра по Томской области Е.С. Арндт